Описание модели реализации услуг (мероприятий по реализации услуг)

 

 

 

Эффективность   работы по   оказанию    консультативных, психолого-педагогических и методических услуг родителям (законным представителям) зависит от многих факторов, в том числе и от правильного выбора организационно-правовой модели.

 

Выбор оптимальной организационно-правовой модели в Мурманской области обусловлен несколькими факторами:

 

  • Результатами анализа имеющихся в Мурманской области ресурсов для оказания консультативной помощи родителям (законным представителям).
  • Определением принципов, необходимых для устойчивого функционирования модели:

 

- доступность, открытость услуг для пользователя;

 

- объективность и обоснованность оказываемых услуг;

 

- соблюдение принципа учета спроса на услуги;

 

- системность функционирования консультационной службы;

 

- наличие обратной связи с родителями (законными представителями);

 

- использование программных, технических средств, средств связи, передачи информации внутри организационной модели.

 

  • Устойчивостью модели возможным рискам, препятствующим выполнению производственной функции.
  • Способностью (готовность) модели функционировать и после завершения проекта без дополнительных ресурсных включений.

 

    Структурные единицы организационно-правовой модели Мурманской области:

 

-  государственное областное бюджетное учреждение Мурманской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (далее - ГОБУ МО ЦППМС-помощи), на базе которого создается Служба оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи получателям услуг;

 

-  службы ранней помощи и консультационные центры в структуре ДОУ, организующие деятельность по предоставлению услуг родителям (законным представителям), воспитывающим детей дошкольного возраста, в том числе с особыми образовательными потребностями;

 

-  территориальные психолого-медико-педагогические комиссии и учебно-методические (ресурсные) центры, оказывающие услугу психолого-педагогической, методической и консультативной помощи гражданам, имеющих детей с особыми образовательными потребностями;

 

-  служба сопровождения замещающих семей, оказывающая консультативную помощь гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей;

 

-  образовательные организации Мурманской области, осуществляющие образовательную деятельность по общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования

 

1.     ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Услуга психолого-педагогической, методической и консультативной помощи - услуга, оказываемая получателям (родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей), по вопросам организации раннего развития и образования (обучения и воспитания) ребенка. Услуга оказывается как однократная помощь получателю, в форме консультирования по возникшим вопросам продолжительностью не менее 45 минут. Конкретное содержание услуги (психологическая, педагогическая, методическая, консультативная помощь) определяется при обращении за получением услуги, исходя из потребностей обратившегося.

 

Основной целью оказания услуги родителям является создание условий для повышения компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания, в том числе для раннего развития детей в возрасте до трех лет.

 

Получатель услуги - родитель (законный представитель) ребенка, гражданин, желающий принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей, имеющий потребность в получении психолого-педагогической, методической и консультативной помощи по вопросам организации образования (воспитания и обучения) ребенка, с целью решения возникших проблем в сфере образования, предотвращения возможных проблем в сфере образования и планирования собственных действий в случае их возникновения, получения информации о собственных правах, правах ребенка в сфере образования.

 

Служба оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи (далее - служба) - структурное подразделение некоммерческой организации, созданное в целях оказания услуг получателям услуг. Может быть не обособленным либо обособленным, включая статус филиала.

 

Специалист службы (далее - специалист) - лицо, привлеченное службой для оказания услуг получателю услуги на основании трудового либо гражданско-правового договора, обладающее соответствующими знаниями, навыками, компетенциями, имеющее соответствующее образование, в т.ч. ДПО.

 

2.     АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

 

Воспитание ребенка и формирование его личности с первых дней жизни - это основная обязанность родителей. Система отношений детей с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка.

 

Деятельность службы оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи направлена на выстраивание конструктивных взаимоотношений с семьями, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка и повышение компетентности родителей в области воспитания и образования. Особое внимание необходимо уделять семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, так как появление в семье ребенка с какими-либо отклонениями всегда связано с эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Непонимание одним или обоими родителями объективного статуса психического развития ребенка либо неприятие рекомендаций специалистов в этом вопросе нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций. Самым продуктивным способом помощи, несомненно, является индивидуальное консультирование. Таким образом, важнейшей задачей региона является создание эффективной системы родительского просвещения и семейного воспитания.

 

2.1.  Содержание и виды услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи, целевая аудитория.

 

Содержание любого вида услуг составляет консультативная помощь получателям услуги.  Консультационная помощь (далее - консультация) представляет собой устную консультацию в виде ответов на вопросы, которую представляет квалифицированный специалист службы - консультант, обладающий необходимыми навыками, компетенциями, образованием. 

 

Психолого-педагогическая, методическая и консультативная помощь родителям (законным представителям) предусматривает разнообразный перечень запросов, которые могут возникнуть у получателей услуг. Родители в службе смогут получить психологическую, логопедическую, дефектологическую и социально-педагогическую помощь.

 

Психологическое консультирование

 

Основной задачей психологического консультирование родителей является обеспечение как можно более глубокого, разностороннего и объективного понимания родителями особенностей развития ребенка, имеющихся у него положительных и проблемных аспектов развития.

 

Дефектологическое консультирование.

 

Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует любую деятельность, на основе познавательного интереса. Поэтому в настоящее время уделяется большое внимание развитию познавательной сферы детей, в том числе с особыми образовательными потребностями. Значимое место при оказании консультативной специальной помощи отводится учителю-дефектологу.

 

Логопедическое консультирование.

 

Важным компонентом всестороннего развития личности ребенка является богатая и грамотная речь. Умение ребенка правильно сформулировать свои мысли поможет малышу осознанно расширять свои представления об окружающем мире, тем самым способствуя активному развитию его познавательной сферы. С каждым годом возрастает количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Чем раньше будет выявлена проблема, тем быстрее и легче можно ее исправить, а также предотвратить вторичные нарушения. Квалифицированный специалист в лице учителя-логопеда проанализирует ситуацию и окажет профессиональную, подробную консультацию.

 

Социально - педагогическое консультирование.

 

Изменение семейной системы в связи с рождением ребёнка (детей) меняет внутрисемейную ситуацию. Оказание своевременной социально-педагогической помощи и поддержки семье способствует успешной адаптации и социализации семьи и ребёнка. Помимо выработки решения по запросу родителя (законного представителя), в консультировании социальный педагог решает задачи, способствующие укреплению новой семейной системы

 

Получатели услуг:

 

- родители (законные представители) ребенка, в т.ч. ребенка с особыми образовательными потребностями; 

 

- граждане, желающие принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Получатели услуг получают услуги по собственному запросу, обращаются за услугой по мере возникновения необходимости, и имеют право на получение более, чем одной услуги в течение календарного года.  Каждый получатель услуги имеет право на бесплатное получение услуги в рамках проекта.

 

2.2. Нормативно-правовая база.

 

Условия для оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, создаются с учетом следующих нормативно-правовых актов:

 

-     Федеральный закон от 29 декабря 2012г.  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 

-     Федеральный закон от 24 июля 1998г.  № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

 

-     Гражданский кодекс Российской Федерации;

 

-     Семейный кодекс Российской Федерации;

 

-     Федеральный закон «О персональных данных» от 27 июля 2006г. №152-ФЗ;

 

-     Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

 

-     распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016г. № 1839-р «Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года»

 

-     приказ Министерства образования и науки Российской Федерации   от 20 сентября 2013г.  № 1082 "Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии";

 

-     приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. N 216н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования" (с изменениями и дополнениями);

 

-     приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования""

 

-     подзаконные нормативные правовые акты, принятые на основании указанных федеральных законов, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;

 

 Нормативно-правовые документы регионального уровня:

 

-     Закон Мурманской области от 28.06.2013 № 1649-01-ЗМО "Об образовании в Мурманской области";

 

-     распоряжение Губернатора Мурманской области от 13 июня 2017г. №90-РГ «О создании Координационного совета по развитию ранней помощи в Мурманской области»;

 

-      приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 20.05.2016 № 1100 "О внесении изменений в Положение о порядке работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Мурманской области"

 

-     приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 04 февраля 2015 г. №142 "Об организации деятельности служб раннего сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Мурманской области"

 

-     приказ Министерства образования и науки Мурманской области, Министерства здравоохранения Мурманской области, Министерства социального развития Мурманской области от 24 ноября 2015 г. № 2092/547/589 «О создании системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Мурманской области»;

 

-     приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 04 апреля 2017 г. №545 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожная карта"), направленных на обеспечение доступности образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, на 2017-2018».

 

В целях устойчивого функционирования организационно-правовой модели планируется разработка локальных актов службы: порядок информирования об услуге; обеспечения прав получателя услуги и конфиденциальности; порядок обращения за услугой и получения услуги; порядок обеспечения доступности услуги; гражданско-правовой договор с включением должностных инструкций; анкета оценки качества оказания услуги получателями услуг (обратная связь) и др.

 

Контроль за соответствием деятельности службы требованиям нормативно-правовых актов всех уровней осуществляет директор ГОБУ МО ЦППМС-помощи.

 

2.3. Кадровое обеспечение оказания услуг

 

Услуги оказываются специалистами службы на основании гражданско-правового договора.  Привлекаемые должности специалистов службы: социальный педагог (второй квалификационный уровень) - 19 чел.; педагог-психолог (третий квалификационный уровень) - 39 чел., учитель-логопед и учитель-дефектолог (четвертый квалификационный уровень) - 62 чел.  Специалисты должны отвечать   квалификационным требованиям, предусмотренным гражданско-правовым договором, который включает должностные инструкции как условие заключение договора.           

 

Квалификация привлекаемых к работе в службе специалистов должна отвечать следующим требованиям:

 

Социальный педагог. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика", "Социальная педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

 

Педагог-психолог. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология", при условии наличия опыта работы в образовательной организации не менее 3 лет.

 

Учитель-логопед, учитель-дефектолог. Высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.

 

Педагогические работники службы должны в 2020 году пройти специальное обучение в форме повышения квалификации по вопросам оказания консультационных услуг, которое должно учитывать специфику оказываемой услуги, а также категорию получателей услуги.

 

2.4. Материально-техническое обеспечение оказания услуг.

 

Для обеспечения деятельности службы оборудованы помещения:

 

-  кабинеты для индивидуальных консультаций

 

-  игровая комната;

 

-  сенсорная комната;

 

-  комната для ожидания родителей;

 

Перечисленные помещения соответствуют санитарно-эпидемиологическим и иным требованиям, оборудованы необходимой мебелью. 

 

Служба обеспечена транспортными ресурсами для организации выездных консультаций, а также оказания своевременной мобильной помощи гражданам независимо от места проживания.

 

Служба оснащена необходимым оборудованием:     

 

-       персональные компьютеры - 40 (из них: ноутбуки - 8),

 

-        имеют доступ к Интернету - 40

 

-       принтеры - 8

 

-       многофункциональные устройства (МФУ, выполняющие операции печати, сканирования, копирования) - 18

 

Подключение к сети Интернет обеспечивает техническую основу для использования современных информационных технологий, расширения информационного пространства и обеспечения доступности информации об оказываемых Службой услугах, а также проведения следующих мероприятий:

 

- функционирование и регулярное обновление официального сайта учреждения;

 

- web-консультирование, наличие электронной записи на консультирование;

 

- изготовление и распространение информационно-наглядной продукции для родителей (законных представителей); телекоммуникационные средства связи (стационарный телефон, факс);

 

Приобретение современного компьютерного оборудования и программного обеспечения обеспечивает основу для использования в профессиональной деятельности инновационных технологий:

 

-     интерактивный стол ProjectTouch, который предназначен для индивидуальной и коллективной работы с программными приложениями посредством управления визуальным контентом с помощью касаний к экрану;

 

-     компьютерный комплекс БОС коррекции психоэмоционального состояния;

 

-     компьютерный комплекс БОС логотерапевтический;

 

-     компьютерная экспертная система «Лонгитюд»;

 

-     комплекс коррекционно-диагностического оборудования «Лель»

 

-     диагностические методики ИПК РАО

 

-     лицензионные программы компьютерной обработки психологического тестирования фирм «Амалтея» и «Иматон»

 

-     авторские логопедические и дефектологические методики (Е.А. Стребелевой, О.Е. Громовой, О.Б. Иншаковой и др.)

 

Материально-техническая и транспортная оснащенность Службы обеспечивает доступность оказываемых услуг как в очной, так и в дистанционной форме.

 

3.     ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

 

Цель - создание эффективной системы повышения родительской компетентности в вопросах воспитания, обучения и развития детей.

 

Задачи:

 

- разработка нормативно-правового обеспечения системы повышения родительской компетентности;

 

- подготовка квалифицированных кадров для реализации услуг через систематическое повышение квалификации специалистов;

 

- совершенствование материально-технического обеспечения для повышения эффективности предоставления услуг;

 

- ориентация родителей (законных представителей) в основных закономерностях развития ребенка, индивидуально-типологических особенностях;

 

- формирование адекватных ожиданий относительно прогноза развития ребенка;

 

- формирование единой родительской позиции в отношении оказания помощи ребенку;

 

- повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) посредством информирования их об основных методах и приемах воспитания и развития детей, нормативно-правовых актах в области образования;

 

- профилактика и минимизация отклонений в развитии детей на основе комплексной психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям).

При организации оказания услуг получателям будет обеспечено право оставлять свои отзывы об оказанных услугах и осуществлять оценку качества полученной услуги.

 

<< назад